Экстремальный Голливуд: «Кровавая жатва» и влияние Александра Ажи на американские фильмы ужасов
Экстремальный Голливуд: «Кровавая жатва» и влияние Александра Ажи на американские фильмы ужасов
Экстремальный Голливуд: «Кровавая жатва» и влияние Александра Ажи на американские фильмы ужасов
Экстремальный Голливуд: «Кровавая жатва» и влияние Александра Ажи на американские фильмы ужасов
Экстремальный Голливуд: «Кровавая жатва» и влияние Александра Ажи на американские фильмы ужасов

Кино - это вид искусства, который, как и большинство других видов искусства, никогда не умрет, несмотря на множество аргументов, указывающих на его скорую кончину. С момента своего появления в конце XIX века кино претерпело значительные изменения, как очевидные, так и малозаметные.


Конечно, кино далеко ушло от изящной новинки, когда братья Люмьер сняли "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота" и пугали людей реалистичным поездом, идущим на них. В наши дни искусство кино используется для рассказа историй, предназначенных для зрителей, которые должны активно наблюдать за происходящим, в отличие от чтения книги и визуализации сцен в своей голове. Возможно, это ограничивает дух воображения, но видеть, как Пеннивайз терроризирует детей, не менее увлекательно, чем просто представлять себе это.



Помимо очевидной эволюции кино как вида искусства, оно также предоставило уютный дом широкому спектру жанров, призванных вызывать различные эмоции и рассказывать уникальные истории, которые могут успешно переходить от воображения к реальности. Жанры, которые раньше встречались только в литературе, теперь стали краеугольными камнями истории и культуры кино.

Среди наиболее успешных и постоянно развивающихся жанров - хоррор.

Хоррор получил вечную жизнь в мире искусства, зародившись в народных сказках, специально созданных для разных культур с разными страхами. Ужасы всегда были формой искусства, созданной на основе уникальных страхов и паранойи, испытываемых огромным количеством рассказчиков. Отражая общественные проблемы, ужасы сохранили свою силу и в современную эпоху, возможно, даже более ужасающую сейчас, когда интернет-бум позволил людям соединиться со страхами, испытываемыми по всему миру.

Именно интернет-бум привел к тому, что французский автор фильмов ужасов Александр Ажа ворвался в американский мейнстрим. Заметная фигура во французском кино, Александр Ажа уже более 16 лет работает в хоррор жанре. Возможно, его имя не так часто звучит, как имена Уэса Крейвена или Джорджа Ромеро, но тонкое (и не очень тонкое) влияние Ажа на жанр ужасов заслуживает признания, даже если его влияние может показаться размытым.

Я имею в виду, что Ажа ни в коем случае не является режиссером, чьи работы носят новаторский характер. Он не стал первопроходцем в таком же грандиозном движении, как Стивен Спилберг, создавший блокбастер. Не говоря уже о том, что подъем Ажа в жанре ужасов пришелся на период середины и начала 2000-х годов, когда целая группа режиссеров стала известной благодаря своему вкладу в жанр ужасов.


Александр Ажа и Дэниэл Рэдклифф на съемках фильма "Рога"


Эта группа режиссеров называется "Splat Pack", в нее входили Элай Рот, Джеймс Уан, Ли Уэннелл, Роб Зомби и другие. Общей темой их работ было жестокое и графическое насилие, часто в сочетании с тревожными историями и подтекстами. Многие проекты, рожденные в эту эпоху, от "Пилы" до "Хостела" и "Изгнанные дьяволом", стали культовой классикой и помогли вдохновить поджанр ужасов, известный как "пыточное порно", которое было столь же беспричинным, как и звучало, и привело к удивительно успешному буму ужасов в середине 2000-х годов.

Однако, вспоминая работы Александра Ажа того времени, можно заметить, что хотя фильмы, снятые им, были столь же графическими, они никоим образом не отражали состояние пыточного порно, которое в течение некоторого времени будет доминировать на рынке ужасов. Фильмы Ажи были шокирующими, но в них присутствовал упорядоченный акцент на боли человеческого тела, что сильно контрастировало с диковинной природой франшиз "Пила" и "Хостел". Фильмы Ажи были жестокими и индивидуальными, и нигде это так не проявилось, как в его подрывном слэшере 2003 года "Кровавая жатва" (Haute Tension).

Вышедший за год до "Пилы" и за два года до "Хостела" во Франции, родиной Ажи, "Кровавая жатва" был фильмом, который постоянно ощущался как очередное дополнение к урожаю глупых слэшеров, доминировавших на рынке ужасов в то время. "Крик" снова сделал слэшеры модными, поэтому каждая студия и режиссер пытались воспользоваться успехом комедии ужасов Крейвена. Его популярность не ослабевает и по сей день, поэтому вполне понятно, что большинство фильмов того же жанра остались позади с точки зрения актуальности и влияния.



"Кровавая жатва" - это совсем другое чудовище, и не потому, что фильм пытался подражать "Крику". Мрачный слэшер-хоррор Ажи добавил уровень экстремального насилия и жестокого цинизма, которого не было в жанре слэшеров со времен, пожалуй, "Техасской резни бензопилой". Насилие было действительно тошнотворным (благодаря некоторым потрясающим практическим эффектам), а история была гораздо более трагичной, чем среднестатистический "сумасшедший убийца преследует озабоченных подростков".

В отличие от предыдущих слэшеров, которым удавалось в конце истории сохранить чувство надежды, "Кровавая жатва" не получило таких преимуществ. Александр Ажа постарался показать слэшер-фильм, который не только заставил нас некомфортно приблизиться к насилию, но и не позволил зрителям вздохнуть с облегчением в конце картины. Ужасные события, происходящие в "Кровавой жатве", затягиваются до конца финальной сцены, постоянно присутствуя в происходящем и заставляя серьезно задуматься о возможных обстоятельствах такой травмы.

Но что же такое "Кровавая жатва" и почему она так повлияла на американский кинематограф ужасов?



Слэшер Ажи при первом просмотре, казалось бы, повторяет основную структуру фильмов, которые были сняты до него. Сюжет поведает историю двух лучших подруг, Мари и Алекса (в исполнении Сесиль де Франс и Мейвенн). За одну ночь им придется пережить самый страшный кошмар, какой только они могли себе вообразить, когда к ним в дверь стучится сумасшедший дальнобойщик и начинает терроризировать их. При первом просмотре конфликт можно было бы свести к очередному триллеру типа "вторжение в дом", но гигантский поворот фильма переворачивает все с ног на голову и указывает на нечто гораздо более тревожное.

Впереди крупные спойлеры к фильму "Кровавая жатва". Действуйте на свой страх и риск.

Твист в фильме "Кровавая жатва" возникает буквально из ниоткуда, когда мы узнаем, что безумец, убивший всю семью Алекса, на самом деле все это время был Мари. Это означает, что бессмысленное обезглавливание отца Алекс, перерезание горла ее матери и убийство из винтовки младшего брата были результатом того, что навязчивые чувства Мари к Алексу лишили ее рассудка и привели к тому, что она оказалась в психушке, вечно тоскуя о том дне, когда она снова сможет держать Алексу в своих объятиях.

Этот поворот, к сожалению, размывает логику сюжета фильма, но если посмотреть на картину в целом, то это один из двух основных факторов, благодаря которым жанру ужасов удается оставаться на переднем плане и сегодня. Помимо графического насилия, которое часто причисляют к поджанру пыточного порно, "Кровавая жатва" вновь ввело понятие циничного ужаса: фильмы ужасов, в которых исследуются наихудшие возможные сценарии плохих ситуаций и зачастую у персонажей практически нет надежды. "Техасская резня бензопилой" ввела подобную концепцию в 70-х годах, но "Кровавая жатва" вернула ее на передний план мейнстрима ужасов.



Подобные фильмы подразумевают, что как бы человек ни старался, в жизни бывают моменты, когда счастливый конец просто недостижим. Даже когда убийцу ловят или ситуация в какой-то степени сглаживается, полученная травма от того, что только что произошло, навсегда остается в памяти тех, кто пострадал и выжил. Фильм "Кровавая жатва" - это хрестоматийный циничный ужас, и даже несмотря на его первоначальный негативный прием в США, он все же сумел подсознательно вдохновить большую часть последовавших за ним ужасов.

Несмотря на то, что фильм не получил должного успеха в США после своего запоздалого выхода в 2005 году, он положил начало разговору о том, как далеко американские студии и режиссеры могут зайти в мейнстримных ужасах. Это привело к тому, что фильмы ужасов стали по-другому подходить к тематическому содержанию. Теперь такие режиссеры, как Нил Маршалл, Грег МакЛин, Роб Зомби и Адам Грин, пробовали свои силы в циничном ужасе в таких фильмах, как "Спуск", "Волчья яма", ремейки "Хэллоуина" и "Топор" соответственно. Студии предоставили этим провокационным режиссерам мейнстримную платформу для воплощения их видения, подобно тому, как "Кровавая жатва" получила неожиданно широкий релиз в США.

Даже после 2000-х годов такие фильмы, как "Оно следует", "Реинкарнация", "Оно приходит ночью", "Ведьма", "Тебе конец!", "Кто там" и другие, продолжают нагнетать чувство цинизма и бесконечной паранойи, которые ощущаются после шокирующего финала "Кровавой жатвы". Несмотря на то, что фильм вышел в США после "Пилы", в фильме Ажи присутствуют многие из тех же циничных черт и приемов, которые мы видим, к примеру, в фильме Ари Астера "Солнцестояние". Это чувство, что ужасы, которые мы переживаем, в конечном итоге поглотят нас всех, превалируют даже в самых пошлых и мейнстримных американских фильмах ужасов, таких как "Убрать из друзей", "Правда или действие" и "Бойся своих желаний". Американские студии ужасов стали открыты для идеи представить ужасы в безысходном свете, и фильм "Кровавая жатва" был одним из пионеров такого подхода в начале 2000-х годов.

Что еще больше отличает фильм Ажа и "Кровавая жатва" от пыточного порно и что продолжает появляться в современных ужасах, так это отношение к человеческому телу. В отличие от фильмов "Пила", "Хостел" или даже большинства мейнстримных фильмов ужасов того времени, у Ажи тело не рассматривается как реквизит. Какими бы ужасающими ни были убийства, Александр Ажа относится к телу как к произведению искусства, которое бесцеремонно уничтожается внешними силами. Ажа направляет свое внимание на то, чтобы тело страдало, в отличие от отношения к нему как к куску мяса, который убийца должен проткнуть мачете и/или топором.
Фильм "Кровавая жатва" может содержать несколько кровавых и достойных содрогания убийств, но всегда есть ощущение, что финальные моменты персонажей подчеркнуты не просто для эксплуатации, а для небольшого взгляда на мир будущей жертвы. Смерть младшего брата Алексы, например, происходит за кадром, но последние мгновения, которые мы наблюдаем, - это крики ребенка о помощи, беспомощно бредущего по кукурузному полю. В фильме нет комизма, а конечный результат - выжимание кишок, и именно так, как хочет Ажа, мы должны чувствовать себя, наблюдая за происходящим.

Смерть матери Алексы демонстрирует аналогичное чувство направления. Ее смерть от перерезания горла, безусловно, более графична, и Ажа не боится показать крупным планом ее горло, из которого хлещет кровь. Однако во время этой сцены невозможно получить удовольствие, поскольку большая часть убийства показана через закрытую дверь шкафа, а ее глаза занимают основное место на экране. Переход ее глаз от панического состояния к безжизненному ужасает, а уровень близости делает боль реальной. Даже слишком реальной.

Именно эта сдержанность и уважение к человеческому телу стали краеугольным камнем для современных американских фильмов ужасов, таких как вышеупомянутые картины, а также будущая работа Ажи - ремейка "У холмов есть глаза" и недавно вышедшем триллере "Капкан". Сегодняшние хоррор режиссеры в большинстве своем позаимствовали эту идею у Ажи и подобных фильмов движения "Новый французский экстрим", таких как "Мученицы" и "Внутри", и создали оригинальные повествования, одновременно наказывающие и уважающие человеческое тело, концентрируясь на человечности, стоящей за болью.

Когда мы смотрим такие фильмы, как "Тихое место", "Капкан", "Кладбище домашних животных" и "Реинкарнация", перед нами открывается мир страданий, вызванных ужасными вещами, происходящими с человеческими телами. Такие вещи, как автокатастрофы, травля животных, внезапное обезглавливание, смерть от огня и т.д., происходят с потрясающим балансом беспричинного телесного ужаса и мрачной драмы, поскольку ужас ситуации находится в центре внимания, а не в ожидании очередной "потрясающей" сцены убийства. Нет ничего плохого в том, чтобы немного повеселиться во время фильма ужасов, но тенденция шока ради шока в американских фильмах ужасов постепенно сходит на нет.

Я не пытаюсь утверждать, что Ажа и "Кровавая жатва" оказали прямое влияние на многие и/или все американские фильмы ужасов, которые мы видим сегодня, но многие из его фирменных знаков, а именно акцент на человеческих страданиях, сохранились в вышеупомянутых фильмах, большинство из которых имели определенный успех. Формула таких фильмов, как франшиза "Пила" и "Хостел", привела к снижению кассовых сборов в последние годы, в то время как режиссеру таких же "шок-хорроров", как Ажа, удалось сохранить стабильную карьеру в Голливуде без необходимости кардинально менять свою формулу.


Кадр из фильма Гаспара Ноэ "Экстаз"


Успешная карьера и влияние Ажи также привели к аналогичному прорыву в Америке других французских режиссеров-экстремистов, Гаспара Ноэ и Корали Фаржеа. Их фильмы не получили такого же признания, как работы Ажи, но успех первого в Голливуде с приобретением фильма "Экстаз" компанией A24 показал, что иностранные режиссеры ужасов могут иметь право голоса в жестоком мире Голливуда. Между тем, Фаржеа, похоже, в своем триллере "Выжившая", посвященном мести за изнасилование, в большей степени испытала прямое влияние Ажи и таких режиссеров, как Квентин Тарантино и Роберт Родригес. Наркотический трип "Экстаз" и кровавая история о мести "Выжившая" - это те фильмы, которые, возможно, не привлекли бы внимания мейнстрима никаким другим способом, но благодаря успеху Александра Ажи у этих фильмов есть все шансы стать более известными и стать голливудскими режиссерами, если они того пожелают.

Конечно, хотя я продолжаю превозносить "Кровавую жатву" как раннего пионера фильмов ужасов, нарушающих табу в 2000-х и 2010-х годах, я не могу похвалить каждый аспект фильма. Напротив, слэшер Ажа до сих пор остается полярным произведением, в частности, из-за концовки и нескольких ненужных сюжетных дыр, создающих разрывы в логике фильма. Есть много способов улучшить фильм, но именно это и пытались сделать студии после его выхода. Возможно, фильм не был успешным в американском прокате, но известность фильма во Франции в сочетании с ростом популярности Splat Pack привела к тому, что наследие фильма продолжило жить в подобных тревожных хоррорах в последующие годы.

После того как A24 получила признание как студия, готовая поддерживать артхаусные фильмы ужасов, дух "Кровавой жатвы" получил продолжение в различных фильмах ужасов этой студии, особенно в таких, как "Реинкарнация", "Оно приходит ночью", "Ведьма" и, конечно же, "Экстаз". Даже в таком оскароносном фильме, как "Черный лебедь", режиссура Аронофски демонстрирует такое же уважение к человеческому телу, как и у Ажи. Да, он не столь откровенен, но свобода Аронофски в исследовании этой области ужасов и его последующий успех в прокате и на Оскаре все еще могут быть прослежены благодаря фильму "Кровавая жатва" и тем чертежам, которые он дал кинематографистам и студиям, чтобы раздвинуть моральные границы без безвкусицы.



Фильм "Кровавая жатва" спустя 16 лет продолжает вызывать у зрителей как любовь, так и ненависть. Многие из этих мнений также практически не изменились. Тот, кому фильм понравился или кто восхищался им, может по-прежнему чувствовать себя так же, а те, кто его ненавидел, в большинстве своем по-прежнему испытывают ту или иную форму ненависти к графическому насилию в фильме. Но с развитием потоковых сервисов, захвативших киноиндустрию, культовая классика Ажи все еще остается в списке спорных фильмов ужасов.

Несмотря на вполне реальную ненависть к этому фильму, невероятно интересно наблюдать, как его наследие продолжает жить в американском кино ужасов долгое время после того, как пыточное порно потеряло актуальность. Такие режиссеры, как Элай Рот, Роберт Родригес и Ли Уэннелл, также сумели включить эти элементы в некоторые из своих последних фильмов, например, Родригес в "Планете страха", Рот в "Зеленом аду" (который также был отголоском эпохи пыточного порно) и, в частности, "Апгрейд" Уэннелла - фильм ужасов с буквальным насилием над телом.



Даже если режиссеры не признают этого, а студии пытаются увести разговор в другое русло, многие из оригинальных мейнстримных фильмов ужасов середины-конца 2000-х и всего 2010 года могут быть обязаны значительной частью своего успеха французскому слэшеру, который, несмотря на свои недостатки и непопулярность, стал выдающимся пионером экстремального ужаса в мейнстримном кинематографе в той же манере, в которой его предшественник, "Техасская резня бензопилой", сделал это примерно на 40 лет раньше.



| Категория: Кинорубрика | Просмотров: 487 | Добавил: Grician | Теги: Кинорубрика, Александр Ажа, Кровавая жатва | Рейтинг: 5.0/4

Интересное в блогах

В жанре ужасов нет недостатка в абсурдных предпосылках - от кроватей-людоедов до серийных пряников-убийц. Однако не все эти странные фильмы созданы одинаковыми, и я бы утверждал, что глупая предпосылк...

Месть – она в нашей крови. Это наша природа: когда кто-то причиняет нам боль, мы хотим, чтобы этот человек чувствовал то же самое, что и мы. Мы жаждем справедливости....

Некоторые люди коллекционируют монеты. Другие собирают марки. Это безобидные увлечения, особенно если сравнивать их с жуткими коллекциями принадлежащих убийцам вещей. В такие коллекции может входить в...

Откуда берется такое количество эротики и откровенной наготы в фильмах ужасов? Вполне возможно, что это попытка создать источник положительных эмоций в качестве компенсации за кровавые сцены....

Всего комментариев: 0
avatar