«Гнездо землеройки»: Исследование травмы поколения через агорафобию в недооцененном испанском триллере
«Гнездо землеройки»: Исследование травмы поколения через агорафобию в недооцененном испанском триллере
«Гнездо землеройки»: Исследование травмы поколения через агорафобию в недооцененном испанском триллере
«Гнездо землеройки»: Исследование травмы поколения через агорафобию в недооцененном испанском триллере
«Гнездо землеройки»: Исследование травмы поколения через агорафобию в недооцененном испанском триллере

Примерно на 40-й минуте испанского психологического триллера ужасов "Гнездо землеройки" наша главная героиня Монтсе (которую с трагическим упорством играет Макарена Гомес) дает себе шанс почувствовать себя уязвимой в откровенном разговоре со своей младшей сестрой. Монтсе, которая воспитывает ее как свою дочь после смерти их родителей, рассказывает о своей тяжелой агорафобии, которая не позволяет ей даже высунуть голову на лестничную площадку возле их мадридской квартиры.




"Я превратила этот дом в огромный гроб, из которого не могу выбраться".


Вышеупомянутая цитата не только является наиболее ярким и пугающим примером ухудшающегося психического состояния Монтсе, но и прекрасно устанавливает мотив и движущую силу ее все более странных и аморальных поступков. Не забывайте, что этот разговор происходит с прикованным к постели мужчиной по имени Карлос, которого она держит в плену с помощью морфия в своей спальне - катализатор для этого нервирующего триллера ужасов, который, к сожалению, был похоронен в море более крупных фильмов ужасов в середине 2010-х годов.

"Гнездо землеройки" был выпущен в 2014 году, когда известный испанский режиссер Алекс де ла Иглесиа выступил в качестве продюсера проекта. В том году фильм получил три номинации на премию "Гойя" (подобие премии "Оскар" в Испании), но, кроме театрального релиза в Испании и Перу, он быстро канул в безвестность, не оставив ни малейшего следа в популярной культуре.

Только после премьеры фильма на новом тогда сервисе потокового вещания ужасов Shudder в Хэллоуин 2016 года, мрачная история Хуанфера Андреса и Эстебана Роэля о жестокости поколений, рассказанная через призму агорафобии женщины, начала выходить за пределы родной страны. Прошло шесть лет, а "Гнездо землеройки" все еще находится на платформе в качестве одного из первых оригиналов Shudder Originals, позволяя этой безупречной истории ужасов об изоляции получить дальнейшее признание среди растущего числа подписчиков Shudder, которые ищут мрачное изображение травмы, способное испортить им вечер.



В конечном счете, в центре этой истории - травма: главной героине Монтсе пришлось нести бремя смерти обоих родителей во время и вскоре после рождения ее младшей сестры, которая остается безымянной на протяжении всего фильма. Трагедия смерти нависла над Монтсе, способствуя развитию у нее агорафобии, которая к тому времени, когда ее сестре исполнилось 18 лет, стала настолько сильной, что она превращается в болезненное месиво, даже выглянув за порог своего дома.

Десятилетия, проведенные взаперти в своем доме, наложили отпечаток на ее отношения с сестрой, поддерживая строгий комендантский час с авторитарным взглядом и физической расправой при любом признаке предполагаемого проступка - даже за дружескую беседу с коллегой по работе. Несмотря на предложения о помощи от некоторых клиентов, работающих швеями на дому, Монтсе все еще находится в том состоянии духа, когда она может контролировать ход повествования и жизни как своей, так и сестры.

Эти и без того тяжелые темы обрамляются ограничительной природой агорафобии Монтсе, поскольку, кроме нескольких сцен, происходящих в разных частях многоквартирного дома, мы никогда не покидаем дом Монтсе. "Гнездо землеройки" в основном посвящено ее точке зрения, поскольку зрители проникаются к ней симпатией, несмотря на ее все более беззащитные действия - которые закручиваются в тот момент, когда незнакомец Карлос с ранениями появляется у ее порога.

Присутствие большого мира постоянно нависает над Монтсе, но ее склонность к агорафобии запирает нас вместе с ней, поскольку ее разум постепенно угасает. Перепады настроения, бред об умершем отце и вновь обретенная привязанность к лежачему Карлосу заставляют Монтсе вести проигранную битву с собственным душевным состоянием, вызывая прикосновения Альфреда Хичкока в холодном представлении ее разрушающейся реальности.

Как и "Окно во двор" Хичкока, "Гнездо землеройки" не было написано с ясновидящим знанием о глобальной пандемии, вынуждающей всех стать невольными затворниками. Тем не менее, при просмотре этого фильма в 2022 году возникает пугающая реальность. Хотя не каждый может утверждать, что страдает агорафобией, большинство из нас хотя бы мельком сталкивались с чудовищными последствиями длительной изоляции для психики.

Мы можем сетовать на мелкие неприятности, связанные с изоляцией, например, на то, что нам скучно и мы отчаянно пытаемся вызвать в себе возбуждение в замкнутом пространстве. Но долгосрочные последствия жизни в замкнутом пространстве, когда твоя жизнь становится этим замкнутым пространством, отражаются в новом волнении Монтсе по поводу их неожиданного гостя. Присутствие Карлоса побуждает ее попытаться изменить свою жизнь к лучшему, но долгосрочный ущерб от изоляции и грязная история с отцом тянут ее назад без всяких усилий.

Как она сказала в цитате в начале статьи, она сама стала своей погибелью в доме, который теперь считает своим последним пристанищем.



Агорафобия - не новая тема для ужасов или драмы, она использовалась в таких фильмах, как "Взаперти", "Женщина в окне" и "Ширли". "Гнездо землеройки" идет по похвальному пути, не эксплуатируя в открытую вполне реальное расстройство ради дешевых острых ощущений. В год, когда триллеры об изоляции, казалось бы, стали нормой в силу реальных обстоятельств, есть что-то болезненно-особенное в фильме, снятом до Ковида, в котором это чувство передано с большим эффектом.

Удручает и то, что такой фильм, как "Гнездо землеройки", с магнетическим исполнением главной роли Макареной Гомес и удивительно большим количеством кишкораздирающей жути в третьем акте, постоянно остается без внимания в то время, которое можно смело назвать золотым веком потокового вещания. Shudder собрал значительное количество подписчиков, однако заметный первоначальный подъем интереса не получил дальнейшего развития с ростом актуальности изоляционных триллеров.

Да, люди могут ненавидеть напоминание о глобальном событии, изменившем их жизнь, во время выделенных им минут эскапизма, но ужасы - это нечто большее, чем просто эскапистская фантазия. Это возможность столкнуться с нашими самыми темными страхами и желаниями через искусство.

Ужасы действуют как отражение определенного момента актуальности в поп-культуре, реальных событиях и т.д.

Клаустрофобный ужас "Гнезда землеройки", возможно, не является ужасным изображением жизни после Ковида, но то, как постепенно мы знакомимся с планировкой дома Монтсе и даже начинаем испытывать то же чувство ужаса, когда выходим из него, свидетельствует о пугающей сложности нашего собственного тела. Ужасающая власть Монтсе над сестрой в значительной степени контрастирует с ее полным чувством поражения при мысли о том, что она может даже выйти из своего дома.

Ковид был суровым напоминанием о хрупкости наших собственных жизней и тел, и ослабевающая хватка Монтсе на чувство контроля отражает эту хрупкость с пугающей точностью. Накопление десятилетий изоляции, надвигающиеся последствия обращения ее отца с ней и ее сестрой и ее собственное подсознательное превращение в его версию - это прекрасная история, которую можно рассказать посреди наших собственных вспышек изоляции.

В конечном счете, "Гнездо землеройки" - это история об опасном цикле наших травм и нашей склонности к повторению истории. Об опасности личной гордости и ее роли в укреплении худших из наших личных наклонностей. Возможно, в этом нет ничего нового для жанра, но заставляя зрителя пережить каждое мгновение цикла в условиях крайней изоляции, этот мрачный испанский триллер приобретает ту остроту, которую я хотел бы видеть в подобных фильмах о психологических травмах.



Насколько убедительной может быть сложная метафора о травме, пропитанная туманным символизмом, настолько же ценно наблюдать за тем, как тревожный семейный спор, длящийся десятилетиями, распутывается в почти полной неприкрытости. Красота "Гнезда землеройки" заключается в его простой, но жестокой манере исполнения. Не нужно ничего приукрашивать.

В "Гнезде землеройки" зло прошлого превращается в монстров сегодняшнего дня.


| Категория: Кинорубрика | Просмотров: 385 | Добавил: Grician | Теги: Кинорубрика | Рейтинг: 5.0/1

Интересное в блогах

В жанре ужасов нет недостатка в абсурдных предпосылках - от кроватей-людоедов до серийных пряников-убийц. Однако не все эти странные фильмы созданы одинаковыми, и я бы утверждал, что глупая предпосылк...

Месть – она в нашей крови. Это наша природа: когда кто-то причиняет нам боль, мы хотим, чтобы этот человек чувствовал то же самое, что и мы. Мы жаждем справедливости....

Некоторые люди коллекционируют монеты. Другие собирают марки. Это безобидные увлечения, особенно если сравнивать их с жуткими коллекциями принадлежащих убийцам вещей. В такие коллекции может входить в...

Откуда берется такое количество эротики и откровенной наготы в фильмах ужасов? Вполне возможно, что это попытка создать источник положительных эмоций в качестве компенсации за кровавые сцены....

Всего комментариев: 0
avatar