Я — боль: мифология «Восставшего из ада»
Я — боль: мифология «Восставшего из ада»
Я — боль: мифология «Восставшего из ада»
Я — боль: мифология «Восставшего из ада»
Я — боль: мифология «Восставшего из ада»

Серия фильмов «Восставший из ада» стала одной из самых долгоиграющих франшиз в жанре ужасов. Вспоминаем, как небольшое произведение Клайва Баркера Hellbound Heart превратилось в целый мир с собственной мифологией.



«Восставший из ада» и Hellbound Heart





Про первый фильм, давший начало многолетней франшизе, стоит говорить отдельно от остальных по нескольким причинам. Во-первых, это единственная картина из всей серии, имеющая под собой литературную основу — произведение Баркера. А во-вторых, и это не менее важно, фильм снимал сам автор.

В отличие от многих писателей, которые при переносе произведения на экран сами же меняют значительную часть сюжета, Баркер оставил почти всё как было, изменив лишь детали. Причём в некоторых моментах фильм действительно выигрывает у книги.



По сюжету Фрэнк Коттон в поисках неземных наслаждений покупает Шкатулку Лемаршана — головоломку, которая должна помочь в реализации всех его мечтаний. Но вместо получения удовольствий он попадает в ад и обрекает себя на вечные мучения. Спустя некоторое время ему удаётся воскреснуть благодаря его брату Ларри (в книге его зовут Рори). И теперь чтобы полностью восстановить своё тело, Фрэнку нужны человеческие жертвы: в этом ему помогает Джулия — влюблённая в него жена Ларри.

Значительно отличается от книжного исходника лишь образ главной героини Кёрсти. В оригинальном произведении она была всего лишь подругой семьи Ларри и Джулии. В фильме же её сделали дочерью Ларри от первого брака, что намного лучше объясняет её желание спасти родных и неприязненное отношение Джулии.



Удивительно, но в книге и первом фильме сенобиты, существа, приходящие из ада за своими жертвами, появляются совсем ненадолго: сюжет строится вокруг других персонажей. Да и вообще эта история не про них и не про ад, а скорее о губительной зависимости и поисках удовольствий, которые неизбежно приводят к расплате и страданиям.

Тщательно проработанный Баркером образ сенобитов, совершенно не похожих на типичных демонов, сделал их настоящей легендой, и именно вокруг этих существ и их лидера — Пинхэда — впоследствии была построена вся франшиза фильмов и написано немало комиксов, над сценариями к которым работал сам автор.

2-4 части: слэшеры и развитие мифологии





Но на фоне довольно простых основных сюжетов была построена целая мифология мира ада, раскрывшая происхождение и самих сенобитов, и шкатулки, с помощью которой их можно вызвать.

Шкатулка Лемаршана





Однако эта шкатулка — не единственная: в разных фильмах неоднократно появляются и другие головоломки Лемаршана (в книге тоже были упоминания), их силы и предназначение неизвестны, и чаще всего они просто служат фоном.



В комиксах, посвященных вселенной «Восставшего из ада», врата открываются и другими способами: есть огромные механизмы в виде целых зданий и даже детские карусели. В противоречие фильмам, многие из них создал сам Филип Лемаршан. При открытии этих порталов приходят другие демоны, вероятно, из иных частей ада. Распространяют эти предметы, если речь идёт о небольших порталах, некие стражи, чаще всего выглядящие как люди. Они находят глупцов, ищущих удовольствия, и предлагают им «помощь».

Сенобиты





Сенобиты — это жрецы, обитающие в аду. Даже само название — транскрипция с английского слова «киновит», означающего монахов, живущих в коммуне. Сенобиты приходят, когда кто-то в очередной раз открывает портал с помощью шкатулки Лемаршана и забирают этого человека, заодно убивая всех, кто мешает.

Если ориентироваться на первые два фильма, то их даже нельзя назвать абсолютно злыми — они просто выполняют свою работу и не беспокоят остальных. Но выглядят при этом, правда, не слишком дружелюбно.



Все сенобиты крайне изуродованы, их тела покрыты шрамами и различными «девайсами», доставляющими боль. Вероятно именно поэтому они превратно воспринимают просьбы людей о неземном наслаждении — для них оно неотделимо от боли.

Главный и безусловно самый известный из них — Пинхэд, сенобит, чья голова вся покрыта булавками и шрамами. У него есть своя команда, которую во второй части убивает другой, новый сенобит — хирург Филип Ченнард. И именно в этом фильме выясняется несколько важных фактов.

Во-первых, Пинхэд — вовсе не главный в аду, а лишь один из служителей Левиафана (можно условно назвать его Сатаной). И Ченнард, напрямую подчинённый Левиафану, с лёгкостью убивает и Пинхэда, и всю его команду.

Во-вторых, сам Пинхэд когда-то тоже был человеком, а точнее офицером армии, который, как и остальные, в поисках наслаждений открыл шкатулку. И после столкновения с Ченнардом его сущность разделяется на две части: демоническую и человеческую, но затем объединяются вновь.



После смерти первой команды Пинхэд начинает создавать себе новых подручных. Иногда они выглядят просто безлико (в буквальном смысле), а иногда приобретают причудливые современные формы, вроде сенобита-телеоператора или диджея, хотя сам Пинхэд говорит, что все они несравнимо хуже его первых помощников.



Если ориентироваться на комиксы, выпущенные Epic Comics в девяностых годах под руководством самого Баркера, первая команда Пинхэда довольно древняя. Появление Грильяра (толстый и в тёмных очках) относят к 1223 году, он же инициировал становление сестры Николетты в виде женщины-сенобита. Все они позже возрождаются в комиксах, но в фильмах после смерти от рук Ченнарда больше не появляются.



Сам же Пинхэд оказывается, как ни странно, довольно противоречивой личностью. В аду он продолжает мечтать о прощении и даже на время складывает с себя обязанности лидера сенобитов и периодически спорит с самим Левиафаном. А его человеческая сущность в итоге оказывается не столь приятной, как может показаться поначалу.

5-6 части: детективы и локальный ад





Всё, что происходит после четвёртой части фильма многие поклонники франшизы не любят и не считают каноном. Начиная с пятой части фильмы выпускались сразу на носителях, минуя большие экраны, а Клайв Баркер отошёл от творческого процесса.

Суть обоих фильмов похожа: вокруг главного героя после какого-то происшествия начинают происходить загадочные и зловещие события. Приходят запутанные воспоминания, умирают знакомые люди. Во всех этих бедах ему видятся виноватыми Пинхэд и его помощники, остающиеся в тени. Но все вокруг подозревают, что герой сошёл с ума и сам виноват в этих смертях.

И хотя главный поворот сюжета обоих фильмов понятен с самого начала, авторы находят чем удивить и даже порадовать зрителя. В шестой части, к примеру, ненадолго появляется Кёрсти из оригинальных сюжетов, а поклонники франшизы могут лучше понять, что представляет из себя ад.

Личный ад для каждого





В первых фильмах показан «объективный ад», если его можно так назвать: то есть то, как он выглядит со стороны человека, попавшего туда случайно. В общем-то это лабиринт из коридоров и комнат, в центре которого обитает сам Левиафан.

По коридорам перемещаются сенобиты и различные монстры, а в комнатах находятся люди, которым инженер придумывает варианты мучений. Не до конца ясно, является ли инженером сам Пинхэд: в книге Баркера это два разных персонажа. Но в кино это, видимо, всё-таки одно лицо.



А вот персональный ад для каждого выглядит по-своему. Фрэнк из первой части, к примеру, оказывается окружён плотскими удовольствиями, но не может к ним прикоснуться (похоже на отсылку к мукам Тантала).

Для других же ад — это целые сценарии, заставляющие раз за разом переживать самые страшные события жизни, добавляя в них жестокости и насилия. Вырваться из такой петли практически невозможно, даже смерть возвращает мученика в начало истории.

Метаморфозы Кёрсти Коттон





В сюжете, начатом в 2011 году, она вместе с друзьями, пережившими встречу с сенобитами, планомерно уничтожает все обнаруженные порталы в ад. Но в определённый момент по задумке Пинхэда всё меняется с точностью до наоборот: Кёрсти становится новым лидером сенобитов, переняв не только должность Пинхэда, но и его внешность. А погибшие друзья становятся её верными слугами.

Конечно она и тут остаётся положительным персонажем (насколько это возможно для служителя ада), утверждая, что будет управлять совсем иначе, нежели предшественник, и вступает в конфронтацию с Эллиотом Спенсером — человеческой половиной Пинхэда, который, несмотря на человеческий облик, всё равно мечтает устроить ад на Земле.

7-8 части: про людей, а не сенобитов





Если говорить об истории мира «Восставших из ада» в кино, то фильмы после шестой части можно смело игнорировать. Режиссёр Рик Бота, снявший и предыдущий фильм, видимо, решил рассказывать собственные истории под известным всем брендом. Новые фильмы имеют мало отношения к классической истории, хотя вроде бы ей и не противоречат. Но если убрать из них все упоминания Пинхэда, сенобитов, да и вообще ада — ничего особо не изменится.

В седьмом фильме журналистка отправляется расследовать дело культа воскресших в Румынии и сталкивается с необъяснимыми явлениями. Вопреки ожиданиям, они никак не связаны с Пинхэдом: тот появляется лишь в самом конце.

Ну а в восьмой части с подзаголовком «Мир ада», как и во многих других хоррор-франшизах (включая «Кошмар на улице вязов»), вся эта история со шкатулкой и сенобитами объявляется вымыслом, игрой. Впрочем, концовка фильма однозначного ответа на вопрос, что правда, а что — нет, так и не дала.

Часть 9: «Восставший из ада: Откровение»





Об этом фильме, как и о первой части, следует поговорить отдельно. Если открыть практически любой сайт с рейтингами, то можно увидеть постепенно падение, от фильма к фильму. Четвёртая и пятая части на IMDb получили около 5 баллов, следующие — примерно 4 балла. «Восставший из ада: Откровения», вышедший в 2011 году, не дотягивает даже до 3. На Rotten Tomatoes его «рейтинг свежести» — 8%.

Не сложилось практически всё: Даг Брэдли, игравший Пинхэда во всех предыдущих фильмах, отказался сниматься, и его заменили другим актёром — впервые в истории франшизы. Dimension Films опасались потери авторских прав и поэтому снимали фильм наспех: в итоге сюжет получился вымученным даже по сравнению с последними фильмами.



Двое подростков сбегают развлекаться в Мексику, где и находят шкатулку Лемаршана. Чтобы вырваться из рук Пинхэда, они предлагают ему чужие души взамен собственных. Но в итоге один из них становится сенобитом, а другой возвращается домой, где устраивает сеанс откровений и разоблачений всей своей семье.

Но есть и кое-что хорошее. В «Откровении» впервые попытались показать процесс превращения человека в сенобита: здесь это длительный, мучительный процесс с философским подтекстом. Но этот небольшой плюс фильма сложно воспринимать, когда у местного Пинхэда такое доброе лицо. С актёром авторы явно просчитались.

«Алые песнопения» Клайва Баркера





В 2015 году вышел новый роман Баркера, в котором вновь появляется Пинхэд. Автор впервые за многие годы вернул этого персонажа на страницы, совершенно не скрывая свои цели — убить его.

В этой книге с Пинхэдом сталкивается известный герой книг Баркера детектив Гарри Д’амур (он также был в фильме «Повелитель иллюзий»). В процессе расследования герой попадает в ад, где и встречает знаменитого сенобита. Подобное уже происходило в комиксах (там Д’Амур даже на время занимал место Пинхэда), но в книге эта история подаётся совершенно иначе, полностью перечёркивая мифологию и фильмов, и комиксов.

Фанаты Клайва Баркера, конечно, оценили кроссовер двух важнейших героев. Но тем, кто любит именно кинематографическую вселенную «Восставших из ада», следует с осторожностью браться за эту книгу. Сюжет, персонажи, локации — даже с первыми двумя фильмами ничего общего. Изменилась предыстория Пинхэда, а ад из огромного лабиринта превратился в, как выразился Баркер, «теперешний Ватикан, если бы в нем взорвалась мощная бомба».

| Категория: Кинорубрика | Просмотров: 424 | Добавил: Grician | Рейтинг: 5.0/1

Интересное в блогах

В жанре ужасов нет недостатка в абсурдных предпосылках - от кроватей-людоедов до серийных пряников-убийц. Однако не все эти странные фильмы созданы одинаковыми, и я бы утверждал, что глупая предпосылк...

Месть – она в нашей крови. Это наша природа: когда кто-то причиняет нам боль, мы хотим, чтобы этот человек чувствовал то же самое, что и мы. Мы жаждем справедливости....

Некоторые люди коллекционируют монеты. Другие собирают марки. Это безобидные увлечения, особенно если сравнивать их с жуткими коллекциями принадлежащих убийцам вещей. В такие коллекции может входить в...

Откуда берется такое количество эротики и откровенной наготы в фильмах ужасов? Вполне возможно, что это попытка создать источник положительных эмоций в качестве компенсации за кровавые сцены....

Всего комментариев: 0
avatar