Как «Нежить» переворачивает и изменяет формулу слэшера
Как «Нежить» переворачивает и изменяет формулу слэшера
Как «Нежить» переворачивает и изменяет формулу слэшера
Как «Нежить» переворачивает и изменяет формулу слэшера
Как «Нежить» переворачивает и изменяет формулу слэшера

Предупреждение: ниже приведены основные спойлеры к фильму "Нежить".


Большинство опытных фанатов ужасов видели немало слэшеров. От масштабных франшиз до инди-жемчужин, этот особый бренд хоррор фильмов следует за последней девочкой и ее друзьями, которых терроризирует убийца в маске, у которого есть своя цель. Вероятно, зародившись в таких классических фильмах, как "Хэллоуин" и "Техасская резня бензопилой", этот субжанр был кодифицирован в книге Кэрол Кловер "Ее тело, он сам", которая открывает книгу "Мужчины, женщины и бензопилы: Гендер в современном фильме ужасов", академическое исследование жанра. Это знаковое эссе ввело термин "последняя девушка" и определило четыре дополнительных компонента слэшера. Кловер резюмирует: "Убийца - психопат из больной семьи, но все еще узнаваемый человек; жертва - красивая, сексуально активная женщина; место действия - не дом, а Ужасное место; оружие - нечто иное, чем пистолет; нападение регистрируется с точки зрения жертвы и происходит с шокирующей внезапностью".


На протяжении десятилетий создатели фильмов ужасов пытались найти эти ингредиенты, создавая уникальные вариации проверенной и верной формулы. От неубиваемых монстров и унаследованных персонажей до мета-комментариев к самому ужасу - новые слэшеры живут и умирают благодаря своей способности переосмыслить эти пять основных элементов или восполнить их отсутствие. Режиссер Крис Нэш возвращается к первоисточнику с фильмом "Нежить" (In a Violent Nature) - классическим слэшером, перевернутым с ног на голову. Рассказывая с точки зрения убийцы, Нэш исследует ту сторону формулы Кловер, которая обычно остается за кадром.

С помощью смещения точки зрения этот жуткий взгляд за занавес очеловечивает убийцу из слэшера и показывает, что он может быть одной из заметных частей жестокого и насильственного мира.

ЗЛОВЕЩЕЕ МЕСТО



Каждый слэшер начинается с разжигания зла. Будь то заброшенный дом Майерсов или бензоколонка, превратившаяся в барбекю, - насилие в сюжете проистекает из зловещего места, повидавшего лик зла. Кловер называет это место "Ужасным" и утверждает, что его развращающая сила проистекает из истории зловещих обитателей или ужасающей несправедливости. Нэш начинает фильм в своей версии Ужасного места: в крошечной хижине в лесу Уайт Пайнс.

Семьдесят лет назад в этой глуши жили лесорубы из соседнего лагеря, которые вымещали свою злость на зажравшемся бакалейщике, издеваясь над его умственно отсталым сыном Джонни (Рай Барретт). После жестокой выходки чиновники скрыли смерть Джонни и убили его отца, когда тот не согласился с возмутительной историей. Легенда гласит, что Джонни восстал из мертвых и убил всех в лагере, надев маску пожарного. В завершение истории студент колледжа по имени Эрен (Сэм Роулстон) предупреждает своих друзей, что этот могущественный убийца может все еще бродить по лесу в поисках новых жертв.

Место его безвременной кончины и жестокой мести - территория пожарной вышки - превратилось в Ужасное место. Местный рейнджер (Рис Пресли) похоронил его тело в хижине в глубине леса, обозначенной лишь столбом. Над могилой теперь висит медальон, принадлежавший когда-то матери Джонни, запечатавший беспокойный дух в земле. Когда Эрен и его друзья исследуют импровизированное кладбище, они забирают медальон и вновь насылают проклятие. Джонни когтями выбирается из-под земли и отправляется на поиски драгоценной реликвии.

УБИЙЦА И ЕГО ОРУЖИЕ



В рассказе Эрена у костра Джонни изображен несчастным ребенком, но существо, которое мы видим из-под земли, - это громадный зверь. Крупный и мускулистый убийца одет в рваную фланель поверх гниющей рубашки и грязные джинсы. В конце концов он надевает маску пожарного, завершая образ своей легендарной персоны. В ближайшем центре для посетителей Джонни также находит свое фирменное оружие - цепь для перетаскивания, соединенную двумя мощными крюками. Кловер отмечает, что традиционные убийцы в слэшерах отказываются от пистолетов в пользу колюще-режущего оружия, тупых предметов и иногда машин, описывая их как "личные продолжения тела, которые сближают нападающего и атакуемого в примитивных, звериных объятиях".

Как и положено, Джонни никогда не разряжает пистолет. При столкновении с первой жертвой он выхватывает из ее рук винтовку, но через мгновение выбрасывает оружие. На протяжении всей истории Джонни выстрелит из нескольких пистолетов, но ни разу - из своего. Его оружие - это остатки лагеря лесорубов: длинный нож, топор и газовый расколотчик бревен. Убивая камнем, инструментом или голыми руками, Джонни воплощает в жизнь теорию Кловер. Каждое убийство - это интимное нападение, требующее непосредственной близости к жертве.

Грозный убийца, бродящий по лесу, резко контрастирует с человеком, скрывающимся за маской. Отвлекшись на игрушечную машинку на брелке, Джонни играет с крошечной фигуркой и впервые открывает свое лицо. Его глаза покрыты молочной пеной смерти и разложения, а губы начали гнить после долгих лет погребения в земле. Этот смелый выбор очеловечивает монстра и сигнализирует о серьезном сдвиге в точке зрения фильма. В этот интимный момент Нэш расширяет рамки сюжета и просит нас задуматься о том, является ли Джонни единственным злодеем в этом круговороте насилия.

ЖЕРТВЫ



После первого убийства количество трупов в фильме продолжает расти. Несмотря на то, что существует множество случайностей, Кловер описывает заметные закономерности в периодических смертях, разделенных по половому признаку. В старых слэшерах жертвы-мужчины часто умирают быстро или за кадром, в то время как жертвы-женщины чаще испытывают затяжные страдания и погибают под мужским взглядом. Поначалу кажется, что Нэш следует их примеру. Первая жертва-мужчина умирает за кадром, а вторая погибает еще до того, как попадает в поле зрения Джонни - хотя его расчлененный труп становится гротескным инструментом. Затем Нэш дает нам двух женщин, которые умирают в продолжительных и ужасающих сценах. В частности, Аврора (Шарлотта Кригэн), похоже, подтверждает теорию Кловер. Она не только видит убийцу перед тем, как он наносит удар, но и наблюдает, как он разрывает ее тело на части. Это медленное и методичное убийство, дающее испуганной девушке достаточно времени, чтобы увидеть ужас своего уничтожения.

Однако в самой жестокой серии фильма Нэш нарушает условности. Когда Джонни встречается со своим старым врагом, рейнджером, он быстро берет верх. Джонни ломает мужчине спину и оставляет его беспомощно лежать на земле, а сам подготавливает немыслимую смерть. Когда убийца на мгновение исчезает, мы слышим, как где-то неподалеку заводится мотор. Джонни снова появляется и тащит Рейнджера к зловещему сараю. В течение следующих нескольких минут мы наблюдаем, как Джонни сначала испытывает мощное лезвие лесоруба, а затем расчленяет несчастного Рейнджера, который остается в сознании до тех пор, пока машина не отсекает ему голову.

ПОСЛЕДНЯЯ ДЕВУШКА



Последний элемент теории Кловер становится на место благодаря Крис (Андреа Павлович), последней девушке фильма. Ее андрогинное имя намекает на утверждение Кловер, что этот архетипический персонаж преодолевает разрыв между феминизированными жертвами и мужественным убийцей. Крис первой бьет тревогу, заметив Джонни на фоне группового селфи, и единственная, кто оплакивает жертв. Кловер отмечает: "Именно она сталкивается с изуродованными телами своих друзей и осознает весь масштаб предшествующего ужаса".

Нэш также играет с мотивами Джонни и намекает, что они гораздо проще, чем считалось ранее. Вместо того чтобы зацикливаться на Крис, Джонни озабочен исключительно поиском ожерелья своей матери. Он не маньяк, жаждущий уничтожения, а раненый человек, который просто пытается вернуть то, что ему принадлежит. Да, он может убивать тех, кто переходит ему дорогу, но каждая жертва имеет какое-то отношение к изначальному злу Зловещего места. Рейнджер не только похоронил его в конце предыдущего цикла, но и является потомком единственного выжившего в той бойне и генетически связан с лесорубами, по вине которых погиб Джонни. Студенты колледжа не только крадут медальон, но и передают его историю, увековечивая легенду о злодее в маске, преследующем лес.

Оставшись одна, Крис отказывается от своих планов. Пока Джонни размалывает лицо ее последнего оставшегося друга, Крис медленно складывает свое самодельное оружие. Она также разрывает связь между собой и убийцей, расстегивая кулон и оставляя его на месте. Затем фильм полностью переключается на ее точку зрения. Возможно, Крис и "выронила нож", но она взяла в руки фокус камеры. Нэш следует за своей последней девушкой через лес, как мы когда-то следовали за Джонни. Мы продолжаем слышать зловещие шаги приближающегося монстра, но никак не можем понять, есть ли он на самом деле. Мы полностью перешли на точку зрения Крис и не можем отличить ее всепоглощающий страх от реальных звуков приближающейся угрозы.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ



Хотя финал кажется крутым переворотом, этот сдвиг нарастал со второго акта фильма. Нэш очеловечивает убийцу, показывая его лицо, и мы начинаем отождествлять этого человека с его жертвами. В следующий раз, когда Джонни нападает, камера переключается на съемку сверху, что лишает нас возможности видеть, куда он направляется. Мы все еще следим за ним, но уже не видим его предполагаемых жертв. В конце сюжета мы ненадолго присоединяемся к этому мощному человеку, но больше не рассматриваем только его точку зрения.

Во время очередного шокирующего убийства мы остаемся с недееспособным рейнджером, пока Джонни готовит его гибель. В сарае мы остаемся с этим испуганным человеком, лишь мельком видя руки и нижние конечности убийцы, когда он управляет машиной. В более традиционном эпизоде от первого лица мы фокусируемся на жертве, как будто видим смерть глазами Джонни. Но, возможно, наше сочувствие все же на стороне убийцы. Если план рейнджера состоит в том, чтобы в очередной раз усыпить Джонни, не является ли он просто продолжением той же самой десятилетней несправедливости? Вместо того чтобы убивать невинную жертву, мы наблюдаем за тем, как Джонни защищает себя и наслаждается заслуженной местью?

Финальный акт Нэша одновременно разочаровывает и становится откровением. Как только Крис снимает медальон, камера начинает следить за ней. Она больше не совершает проступков и вновь обретает статус жертвы. Аналогичным образом мы держимся в нескольких футах позади нее, когда она бежит по лесу. Хотя ее темп более торопливый, она заняла место Джонни в центре повествования. Откликаясь на множество классических слэшеров, Крис получает помощь от проезжающего мимо автомобилиста - его играет Лорен-Мари Тейлор из "Пятницы, 13-е, часть 2". Пока они выезжают из леса, Нэш мелькает на безмятежных кадрах окружающего леса, указывая на множество мест, где может скрываться Джонни. Крис продолжает всматриваться в лес, ожидая в любой момент увидеть приближающегося убийцу в маске, но финальный кадр показывает, что он забрал ожерелье своей матери. Его миссия выполнена, Джонни превратился в другой элемент природного мира.

Эта смещенная точка зрения не только позволяет нам отождествить себя с убийцей, но и наводит на мысль, что его жертвы не так уж невинны. Нэш завершает фильм намеком на то, что люди, с которыми сталкивается Джонни, могут быть такими же жестокими, как и звероподобный монстр, обитающий в лесу Уайт Пайнс. История начинается с того, что туристы грабят могилу и нарушают вечный сон Джонни. Они даже не подозревают, какой разрушительный цикл они запустят, но их жестокие натуры проявляются по мере того, как они препираются друг с другом на протяжении всего фильма. Рейнджер, возможно, и стремится защитить жителей района, но при этом он совершает ужасное преступление и продолжает наказывать Джонни за его неконтролируемую природу.

Прежде чем Джонни сталкивается с людьми, он находит свидетельства их уничтожения. Через несколько мгновений после появления из-под земли он замечает розовые метки запланированной вырубки леса и животное, оставленное гнить в ловушке. Этот тревожный образ предвещает заключительный монолог автомобилистки, описывающей жестокое животное, которое чуть не убило ее брата. Обследуя лес, этот бывший инспектор обнаружил животное, заинтересованное исключительно в острых ощущениях от разрушения. Вместо того чтобы охотиться ради пропитания, оно разрывало добычу на части, а затем просто уходило. Возможно, она неосознанно ссылается на предыдущий цикл насилия Джонни, но, возможно, она также описывает первую жертву Джонни - браконьера, который оставляет животных медленно умирать в мучительных капканах. Возможно, Джонни - не единственный охотник-убийца в лесу. На протяжении всего фильма Нэш представляет нам несколько жестоких персонажей, которые стремятся сбежать или сохранить это Зловещее место. Возможно, Джонни просто пытается восстановить естественный порядок. Отказываясь следовать исключительно за убийцей, Нэш обновляет слэшер, чтобы подчеркнуть жестокую природу в каждом из нас.

| Категория: Кинорубрика | Просмотров: 109 | Добавил: Grician | Теги: Кинорубрика | Рейтинг: 5.0/1

Интересное в блогах

У поклонников ужасов есть термин, которым они называют фильмы, являющиеся отличными отправными точками в жанр для молодых и начинающих фанатов - Врата ужасов. Эти фильмы хорошо выполнены, но в большин...

В жанре ужасов нет недостатка в абсурдных предпосылках - от кроватей-людоедов до серийных пряников-убийц. Однако не все эти странные фильмы созданы одинаковыми, и я бы утверждал, что глупая предпосылк...

Месть – она в нашей крови. Это наша природа: когда кто-то причиняет нам боль, мы хотим, чтобы этот человек чувствовал то же самое, что и мы. Мы жаждем справедливости....

Некоторые люди коллекционируют монеты. Другие собирают марки. Это безобидные увлечения, особенно если сравнивать их с жуткими коллекциями принадлежащих убийцам вещей. В такие коллекции может входить в...

Всего комментариев: 0
avatar