Чем дальше вы заглядываете в историю, тем больше понимаете, что разделение фактов и вымысла - явление относительно недавнее. В течение долгого времени между рассказчиками и историками не было особой разницы (только посмотрите, сколько людей до сих пор считают Троянскую войну реальным событием), и хотя такое искаженное восприятие реальности может иметь разрушительные последствия в современном взаимосвязанном мире, я думаю, что можно найти определенную мудрость в извлечении дозы правды из очевидных мистификаций.Если говорить о средствах массовой информации, то одним из самых ярких примеров этого является кино Found Footage - целый жанр, который опирается на нашу готовность принять то, что мы видим на экране, как реальность, даже если мы на самом деле не верим в призраков, демонов и ведьм. Эта определенно современная форма кинематографа, возможно, стала популярной в цифровую эпоху, но семена для нее были посажены десятилетиями ранее. И хотя при обсуждении истоков Found Footage мы часто слышим о таких классических фильмах, как "Холокост каннибалов" и "Похищение НЛО", есть один ужасающий фильм, который, на мой взгляд, заслуживает большего признания как предшественник жанра, а также как провидческое предупреждение о нашем увлечении нездоровыми медиа - противоречивый фильм 1978 года "Лики смерти". Запрещенный в десятках стран и подвергшийся цензуре в еще большем количестве, дебютный фильм Джона Алана Шварца стал беспрецедентным хитом в мире шокументального мондо - сенсационной формы кинематографической "журналистики", которая должна была скорее развлекать, чем информировать. Собравший более 35 миллионов долларов при предполагаемом бюджете в 450 тысяч долларов, фильм "Лики смерти" является одним из самых популярных примеров того, как нездоровое любопытство заставляет зрителей садиться в кресла, и каждая последующая полемика (от школьного учителя, показавшего фильм своему классу, до подростка, убившего своего друга после того, как фильм якобы заставил его задуматься о том, каково это - убить человека) только подогревает легенду о фильме. И все же, хотя кажется, что легко отмахнуться от "Лик смерти" как от дрянной безответственной чепухи, призванной привлечь худшие стороны человечества, я бы сказал, что оригинальный фильм - это нечто гораздо большее, чем простая подборка трагедий, и, возможно, даже содержит немного артистизма, скрывающегося за всей этой кровью и потрохами. Возможно, эксплуатационное кино нравится не всем, но вы определенно можете сказать, что Шварцу было что сказать, поскольку он был сдержан в выборе материала по сравнению с многочисленными продолжениями фильма. Как ни удивительно, "Лики смерти" изначально должны были состоять из графических, но не связанных между собой архивных кадров (как и их некачественные сиквелы), но потом создатели фильма поняли, что такой подход делает контент излишне безвозмездным и тяжелым для просмотра. Тогда Шварц решил, что гораздо интереснее будет смоделировать и воссоздать реальные события и связать их воедино сквозной линией повествования о наших коллективных отношениях со смертью. Так мы получили внутренний вымысел патологоанатома (Майкл Карр), который представляет зрителям коллекцию различных жестокостей, заснятых на пленку, размышляя о человеческой природе и титульных ликах смерти. Смешивая факты и вымысел на сенсационном полотне (режиссер утверждает, что более 40 % отснятого материала является постановочным, что включает в себя все действительно тревожные моменты), фильм рисует уникальную картину мира, которым правит наша собственная смертность - то, что, как мне кажется, не было бы столь впечатляющим, если бы это было традиционное повествование или документальное кино. Однако если мы установили, что подавляющее большинство самых известных моментов картины подстроено - что радует любителей животных вроде меня из-за чрезмерного количества зоологического насилия, - то для кого именно предназначен этот фильм? Циник во мне хочет верить, что Шварц просто хотел одурачить любителей зла, чтобы не попасть под суд, но такие сцены, как короткое, но пронзительное интервью с "настоящим" киллером Франсуа Джорданом и повторяющиеся экологические темы и образы, кажется, говорят о том, что в этом безумии есть метод, или, по крайней мере, попытка искреннего исследования предмета. Именно поэтому я считаю, что фильм оказал такое влияние на жанр Found Footage, так как это ранний пример того, как хоррор-произведение использует гибридную презентацию в качестве инструмента повествования для развлечения, а не как искреннюю попытку злонамеренно ввести зрителей в заблуждение. Возможно, это был не первый фильм, которому удалось добиться такого эффекта: в таких фильмах, как "Легенда Богги Крик", использовались похожие идеи, но вы определенно можете обнаружить оттенки "Ликов смерти" в будущих фальшивых снафф-фильмах, таких как трилогия "Подполье" (2001) и даже антология "З/Л/О". Естественно, "Лики смерти" также примечательны тем, что являются аналоговым предшественником одной из самых тревожных тенденций в истории медиа: стремительного роста реальных видеороликов смерти и жестокости в интернете. Любой, кто "вырос" в сети, прекрасно знает о том, что на таких сайтах, как Rotten.com и LiveLeak, размещался тревожный контент, и совершенно очевидно, что участие в этом садистском виде контента было логичным следующим шагом после просмотра таких шокирующих фильмов, как "Лики смерти" и их продолжений. Некоторые из этих сайтов дошли до того, что сделали свою домашнюю страницу по образцу культового рисунка черепа "Ликов смерти", что весьма иронично, если учесть, что Шварц изначально отказался от простого компилирования реальной жестокости в своем фильме. Наследие "Ликов смерти", возможно, гораздо масштабнее и сложнее, чем многие из нас хотели бы признать, но это не делает фильм Шварца шедевром (с чем режиссер, скорее всего, согласился, судя по трем псевдонимам, которые он использует в титрах). И дело не только в дурном вкусе, ведь в фильме действительно есть несколько кадров с реальными авариями и трупами, хотя действительно жуткие фрагменты достигнуты благодаря мастерской работе над эффектами, но даже возвышенное повествование не может избавиться от (отчасти верного) ощущения, что большая часть опыта была сшита из случайного набора стоковых кадров. Любите вы его или ненавидите, но "Лики смерти" - это бесспорно важная часть истории ужасов и веха в экстремальных медиа. Сложная этика производства и истинные намерения его создателя, вероятно, останутся предметом жарких дискуссий еще долгие годы, но я думаю, мы все согласимся, что эти дебаты - самое убедительное доказательство, подтверждающее статус фильма как разрушительного и жутко прозорливого произведения андеграундного искусства. |
| Категория: Кинорубрика | Просмотров: 364 | | |
Интересное в блогах
У поклонников ужасов есть термин, которым они называют фильмы, являющиеся отличными отправными точками в жанр для молодых и начинающих фанатов - Врата ужасов. Эти фильмы хорошо выполнены, но в большин...
В жанре ужасов нет недостатка в абсурдных предпосылках - от кроватей-людоедов до серийных пряников-убийц. Однако не все эти странные фильмы созданы одинаковыми, и я бы утверждал, что глупая предпосылк...
Месть – она в нашей крови. Это наша природа: когда кто-то причиняет нам боль, мы хотим, чтобы этот человек чувствовал то же самое, что и мы. Мы жаждем справедливости....
Некоторые люди коллекционируют монеты. Другие собирают марки. Это безобидные увлечения, особенно если сравнивать их с жуткими коллекциями принадлежащих убийцам вещей. В такие коллекции может входить в...
Всего комментариев: 0 | |